Роскачество исследовало 20 популярных торговых марок (ТМ) томатной пасты по 455 показателям, чтобы проверить ее качество и безопасность. Только 25% исследованной продукции соответствуют требованиям законодательства.
По данным Центра изучения потребительского поведения Роскачества, 84% потребителей используют томатную пасту для приготовления блюд, 12% ее едят вместо кетчупа. Исследование проводилось из-за опасений, что в томатную пасту могут добавлять не заявленные на этикетке крахмал, сахар, подсластители, соль, консерванты и ароматизаторы. К сожалению, опасения потребителей частично оправдались.
В пятерку товарных марок томатной пасты без нарушения обязательных требований законодательства вошли GREE RAY Ящик Астраханских помидоров, Маркет Перекрёсток, Помидорка, Ашан, Кубаночка.
Результаты исследования
Томатная паста отличается от томатного пюре содержанием растворимых сухих веществ: в пасте оно должно быть выше 25%, тогда как в пюре – 12-24%. В ходе исследования выяснилось, что информация о массовой доле растворимых сухих веществ не соответствует маркировке ТМ «ВкусВилл», «Иранская», «Заречный продукт», «Лента» и Baisad. Во всех случаях растворимых сухих веществ было заявлено 25% и более, но по факту значение оказалось ниже. Это значит, что продукция этих ТМ – не томатная паста, а томатное пюре.
В продукции еще двух торговых марок содержание растворимых сухих веществ соответствует маркировке, но не отвечает требованиям ГОСТ, что также говорит о том, что они не могут называться томатной пастой, несмотря на производство по собственным стандартам.
Больше всего сухих веществ содержится в ТМ Mutti, Главпродукт и Маркет Перекрёсток.
В продукции четырех торговых марок в ходе исследования были обнаружены консерванты, незаявленные на маркировке. В ТМ «Лента» обнаружена бензойная и сорбиновая кислоты, в ТМ «Зареченский продукт» и Global Village нашли сорбиновую кислоту, а в ТМ Baisad – бензойную кислоту. Использование консервантов в томатной пасте является нарушением ГОСТ, неуказание их в составе – нарушение требований технического регламента и обман потребителей.
Томатную пасту ТМ Global Village стоит отметить и во второй раз – в ее состав добавлена сахароза и так же, как с консервантом, она не заявлена на маркировке. Аналогично с сахарозой поступили производители ТМ «Дядя Ваня», «Кухмастер», «Лента» и «Махеевъ». Подсластители (в том числе аспартам) в исследованной продукции обнаружены не были.
В продукции торговых марок «Лента» и «Зареченский продукт» выявлено превышение установленных ГОСТом значений хлоридов, что может говорить о добавлении поваренной соли. В продукции одной торговой марки содержание хлоридов выше нормы, но паста изготовлена не по ГОСТу, соответственно формально это не является нарушением. В продукции еще 8 ТМ соль заявлена на маркировке, но они также изготовлены не по ГОСТу.
В томатной пасте «Иранская» и «Буздякская» выявлено превышение норм по содержанию нитратов. Нарушений по пестицидам обнаружено не было.
Продукция ТМ «Магнит» не соответствует ГОСТ по внешнему виду, вкусу и запаху, продукция ТМ «Пиканта» – по внешнему виду и консистенции, продукция ТМ «Зареченский продукт» – по вкусу и запаху. Патогенные бактерии и патулин в исследованной томатной пасте не обнаружены.
Реакция производителей и торговых сетей
Производители торговых марок «Буздякская», «Зареченский», «Красная Цена», «Лента», «Махеевъ» и Global Village предоставили информацию о проведении корректирующих мероприятий и исправлении выявленных нарушений.
Следует отметить, что производитель томатной пасты ТМ «Махеевъ» сообщил о том, что провел корректирующие мероприятия по устранению недостатков и подал заявку на повторные испытания. По результатам повторного исследования рейтинг товара в дальнейшем может быть скорректирован.
Производитель пасты «Кухмастер» сообщил, что заменил поставщика сырья с февраля 2023 года.
Торговые сети Лента и Пятерочка внепланово направили продукцию на исследования. ТС Ашан сняла товар исследованной партии с полок и утилизировала, а также организовала мониторинг всего ассортимента продукции производителя в течение 2023 года. Ozon.ru, Яндекс Маркет, Wildberries.ru сняли карточки товаров с показа, чтобы продавец не мог распространять продукцию с нарушениями.
Производитель ТМ «Помидорка», чья продукция соответствовала обязательным требованиям, но не соответствовала опережающим требованиям стандарта Роскачества, сообщил о намерении провести технологическую доработку и направить заявку на проворные исследования, чтобы продукт мог претендовать на получение российского Знака Качества.