Равелинные ворота для прохода в Аннинские укрепления — одну из достопримечательностей Выборга — обещают открыть в августе. Их архитектурный облик уже восстановлен.
В первую очередь была вскрыта цементная штукатурка советских времен, которая сильно ускорила разрушение кирпичной кладки. Деструктированные элементы заменили на новые. Защиту кирпича выполнят известковой обмазкой.
Штукатурный слой выводится гладким, выравнивает стену. Обмазка – историческое решение, предполагает лишь небольшой защитный слой, который защищает кирпич от атмосферных осадков. И при нем видно структуру кладки кирпичной или каменной, — АЛЕКСАНДР СМИРНОВ, ДИРЕКТОР МУЗЕЯ-ЗАПОВЕДНИКА «ПАРК МОНРЕПО».
А пока отреставрированные стены Равелинных ворот укрыты глиняным компрессом. Это довольна редкая технология, позволяющая удалить высолы, разрушающие кирпич.
Внешний портал доделан не так давно, на днях он был накрыт глиной. Она будет стоять 3 недели, вытянет соли, всякую гадость из кладки. После чего можно будет приступать к отделке, — -АЛЕКСАНДР СМИРНОВ, ДИРЕКТОР МУЗЕЯ-ЗАПОВЕДНИКА «ПАРК МОНРЕПО».
Изменится в Равелинных воротах и уровень мощения. Со стороны бастиона его опустят почти на метр — до исторического уровня, обнаруженного в процессе реставрации фундамента.
Будут и еще некоторые изменения. О них Александр Смирнов рассказал на примере Фридрихсгамских ворот. Бастион Анненкроне строился для защиты Выборга от угрозы с севера. И арочные проезды в то время с обеих сторон закрывались мощными дверями. Их ниши и обнаружили под слоем цемента.
Мы находимся в части арки, которая такой формы для того, чтобы распашные ворота могли плотно прилегать к стене, освобождать проход для карет. И поэтому сложная форма купола, потому что половинка ворот должна сюда заходить. После реставрации советской ворота были полностью оштукатурены, что не является историческим решением, — АЛЕКСАНДР СМИРНОВ, ДИРЕКТОР МУЗЕЯ-ЗАПОВЕДНИКА «ПАРК МОНРЕПО».
После реставрации горожане увидят и вскрытые ниши ворот, и еще один любопытный оборонный элемент Фридрихсгамских ворот, который был под толстым слоем штукатурки.
Долгое время мы не понимали функционального назначения этой выемки в центре ворот, пока нам реконструкторы не подсказали, что это очень полезная история. Если неприятель подходит вплотную к стенам с тараном или какими-то взрывными устройствами, прорывается в крепость, взрывает ворота. Если уже понятно, что это произойдет, берется деревянное бревно или брус. Заводится вот сюда и кладется. Второй… Это штука для строительства баррикады. И этот брус не выбить, потому что он оказывается концом в стенке кладки. Когда открываются ворота, когда неприятель их сломал, забегает сюда, и отсюда можно его в упор расстреливать из луков, ружей, из пушек. А ворота такие узкие, пока телами не завалит весь проход, ничего не поменяется. И взять внутреннюю баррикаду гораздо сложнее, чем ворота, — АЛЕКСАНДР СМИРНОВ, ДИРЕКТОР МУЗЕЯ-ЗАПОВЕДНИКА «ПАРК МОНРЕПО».
К работам на Фридрихсгамских воротах приступили чуть позже, чем на Равелинных. Здесь пока наряду с вычинкой кладки на отдельных участках все еще идет удаление цементного слоя и выкрошившегося кирпича. Но работы ведутся хорошими темпами. Завершить их планируют к декабрю этого года.